Один из режиссеров «Смешариков» о задачах мультипликации и Баку

Азербайджан до сих пор остается источником вдохновения для давно живущего в Санкт-Петербурге известного режиссера-аниматора Джангира Сулейманова.

Имя Джангира Сулейманова хорошо известно в российской мультипликации – оно стоит в титрах многих популярных проектов. В частности Сулейманов несколько лет были режиссером широко известного мультсериала «Смешарики», который на данный момент переведен на 15 языков, а его ежедневная аудитория составляет 50 млн человек. «Когда я был на фестивале Animafilm в Баку – ко мне подходили люди разных возрастов и благодарили за мультфильм. То же самое происходит и в других странах. Приятно сознавать, что ты часть команды, которая кажется сделала наш мир чуть-чуть добрее», — признался аниматор журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева.

Режиссер рассказывает, что и сейчас часто пересматривает «Смешариков» — уже со своей дочерью. И его любимым персонажем остается Крош – как самый непохожий на одного из своих создателей персонаж. Впрочем, аниматор вообще смотрит много мультиков — разных студий и стран. «Столько всего нового для детей – качественного, доброго. И не очень качественного, и не очень доброго, — оценивает просмотренное Джангир Сулейманов. – Поэтому наша задача – создавать светлые мультфильмы, стараться делать мир лучше. Ведь дочка всегда первый зритель моих серий! И еще она долго не могла понять – в чем смысл моей работы: папа просто сидит за компьютером, что-то рисует и смотрит мультики».

Кстати, сам Сулейманов увлекся анимацией именно в детстве. «Моя мама работала в Баку в библиотеке, и, естественно, я много читал и смотрел… Мои любимые – книги с потрясающими иллюстрациями Херлуфа Бидструпа и Жана Эффеля. Тонкие, ироничные – они повлияли и на мое мировосприятие. Блестящий наблюдатель Бидструп (а наблюдательность очень важное качество аниматора) разыгрывал свои истории в маленьких картинках. Я рассматривал их часами – и они сливались для меня в непрерывный мультфильм. Позже я узнал, что такое «комиксы», «раскадровка». Вот, так – я рисовал все детство, а потом уже попал на киностудию «Азербайджанфильм», — поделился воспоминаниями режиссер. Затем были курсы художников-мультипликаторов при ВГИКе на студии «Азербайджанфильм» и переезд в Санкт-Петербург. «Я принес свои рисунки, они понравились руководителю – художнику, режиссеру Эльчину Хами Ахундову, и он меня взял на эти курсы. А потом уже был учеба в Санкт-Петербурге, — рассказывает Сулейманов. – Это второй мой любимый город детства, каждое лето мы с родителями приезжали сюда отдыхать. Мой дедушка воевал в Ленинграде, участвовал в обороне города на самом страшном, кровопролитном Невском пятачке. Поэтому этот город для меня не чужой. Я изучил каждый закоулок в Эрмитаже, Русском музее. Наверное, в Эрмитаже я был больше, чем во всех остальных музеях мира. Сейчас эта традиция в моей семье продолжается, и теперь уже моя дочка знает все ходы и выходы этого грандиозного музея».

После «Смешариков» Сулейманов работал в хорошо известных проектах «Фиксики» и «Летающие звери». А одна из последних его работ – совместный с супругой Алёной Поликовской фильм «Теологоразведка», который делается с благословения православной церкви. Режиссёр уверен: вера – это важнейшая часть человеческой жизни и правильное отношение к ней у Джангира Сулейманова появилось именно в мультикультурном Баку. «Вера – то, что привносит в нашу жизнь вертикальное измерение, расширяя ее границы в вечность, — говорит он. — «Теологоразведка» — проект моей жены, я иногда помогаю ей с анимацией. Это очень популярные в интернете фильмы, посвященные теме «наука и религия». В археологии есть такое понятие: культурные слои. Баку – это «слоеный пирог», город, где органично переплелись различные культуры и религии: Зороастризм, Христианство, Ислам. Ведь Баку в древности называли «городом Бога», «местом Бога». Все это прекрасно сочетается, живет и развивается. Это уникальный опыт!»

Столица Азербайджана и сегодня продолжает вдохновлять художника-аниматора. «Баку всегда был красивым городом, его прозвали в начале 20 века «Париж Кавказа», а сейчас он стал еще лучше, — делится Сулейманов. – Я с уверенностью могу сказать – Баку один из самых красивых городов мира. Это место, где хочется творить, соединять восточные традиции и современные технологии. И не только в архитектуре, но и в анимации».

Поэтому режиссер признается, что хочет бывать в Баку как можно чаще. И с удовольствием в прошлом месяце поехал на международный фестиваль Animafilm, куда его пригласили в качества члена жюри. «Мультфильмы – это та культурная традиция, которая формирует наших детей. А история страны, легенды и сказки – огромный материал. Поэтому главным героем на фестивале была именно азербайджанская анимация, — говорит о впечатлениях Сулейманов. – Была замечательная программа: встречи, показы, мастер-классы. Жюри – приехали люди из разных стран: из России, Грузии, Германии, Ирана, Словакии. Мне было очень радостно увидеть своих учителей со студии, которые помнят меня. Поэтому первыми моими словами были слова благодарности – моему учителю, председателю жюри фестиваля – заслуженному работнику культуры Азербайджана Эльчину Хами Ахундову. В таком творческом месте, где так много замечательных художников не может не быть своей большой анимационной школы. Отдельное спасибо организатору фестиваля Рашиду Агамалиеву. В дни фестиваля им был представлен большой и серьезный культурологический труд – книга «Азербайджанская анимация».

Режиссер с сожалением признается, что анимация в Азербайджане сейчас явно нуждается в серьезных ресурсах для развития. «Мне кажется надо приложить максимум усилий, в том числе и финансовых, чтобы поправить ситуацию. Я готов делиться опытом, давать мастер-классы. Работать в совместных проектах. В Азербайджане должны появиться сериалы для детей, которые заинтересуют зрителей и других стран, ведь потенциал для этого есть», — говорит Сулейманов.

Источник: russia-on.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.